Preview

FOCUS Эндокринология

Расширенный поиск
Том 4, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

6-11 481
Аннотация

Известно, что сахарный диабет предрасполагает к более быстрому развитию и прогрессированию сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и кардиомиопатии. Однако патологические изменения, лежащие в их основе, начинают формироваться еще на этапе ранних нарушений углеводного обмена. На сегодняшний день известно, что по сравнению с общей популяцией лица с предиабетом более подвержены риску возникновения атеросклероза и хронической сердечной недостаточности, а также имеют повышенные показатели смертности от ССЗ и смерти от всех причин. Настоящий обзор посвящен разбору патофизиологических механизмов, которые приводят к развитию ССЗ у лиц с ранними нарушениями углеводного обмена. Кроме того, в статье освещены вопросы профилактики развития кардиоваскулярной патологии в данной группе пациентов с акцентом на активное воздействие на основные факторы сердечно-сосудистого риска.

12-18 1516
Аннотация

Ожирение в настоящее время представляет собой важную медико-социальную проблему, обусловленную ассоциированными с ним множественными состояниями, ухудшающими здоровье населения, что требует разработки точных и неинвазивных методов оценки состава тела для диагностики и мониторинга лечения данного заболевания. По прогнозу Всемирной федерации по борьбе с ожирением, к 2025г распространенность этого заболевания достигнет 21% у женщин и 18% у мужчин. Представлен обзор отечественной и зарубежной литературы на предмет различных методов оценки степени ожирения, а также определения композиционного состава тела в разрезе исторических достижений и критической оценки новых технологий.

19-29 179
Аннотация

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смертности у пациентов с сахарным диабетом (СД). Установлено, что период менопаузы, связанный с увеличением возраста и изменением метаболического фона, повышает риски развития ССЗ у женщин с СД. Несмотря на предварительные ожидания, терапия гормональными препаратами, содержащими эстроген, в настоящее время не рекомендована с целью первичной профилактики ССЗ при отсутствии специфических показаний. Терапия эстрогенсодержащими препаратами может быть рекомендована в данной группе для минимизации симптомов менопаузального синдрома. При этом риск неблагоприятных событий, связанных с применением менопаузальной гормональной терапии, можно оценить с помощью расчетных методов определения сердечно-сосудистого риска и риска рака молочной железы с использованием специфических калькуляторов, особенно в группе женщин с СД 2 типа. Основные принципы управления сердечно-сосудистыми рисками по-прежнему сосредоточены на модификации образа жизни и достижении целевых уровней таких параметров, как уровень липидов, гликемия и артериальное давление. Использование фармакологической терапии, направленной на основные факторы риска, в т.ч. некоторых сахароснижающих препаратов с плейотропным действием, может обеспечить дополнительные возможности для профилактики ССЗ.

36-41 1035
Аннотация

Лечение сахарного диабета у пожилых людей требует тщательного рассмотрения сопутствующих гериатрических синдромов и хронических заболеваний, которые повышают риск осложнений, включая тяжелую гипогликемию. Индивидуализированный подход к лечению пожилых пациентов заключается в установлении менее строгих целей гликемического контроля и контроля сопутствующих заболеваний с учетом нарушения способностей к самообслуживанию, снижения когнитивных способностей, а также снижения зрения. Целями лечения диабета у пожилых людей считаются поддержание качества жизни и сведение к минимуму симптоматической гипергликемии, риска гипогликемии и побочных эффектов лекарств. В связи с этим все большую популярность набирает концепция депрескрайбинга в лечении пожилых пациентов.

59-68 500
Аннотация

Первичный гиперальдостеронизм (ПГА) характеризуется избыточной секрецией альдостерона, неподконтрольной регуляции ренин-ангиотензин-альдостероновой системой. Избыточная секреция альдостерона приводит к развитию гипертензии, гипокалиемии и специфическому повреждению сердечно-сосудистой системы и почек. На данный момент ПГА считается наиболее частой причиной вторичной артериальной гипертензии, хотя ранее его рраспространённость была недооценена. Наиболее частыми причинами ПГА являются аденома и гиперплазия надпочечников. Важность своевременной диагностики ПГА заключается не только в достижении стабильного контроля артериального давления, но и предотвращения негативных эффектов прямого влияния избытка альдостерона на сердечно-сосудистую систему и почки. Отношение альдостерона к ренину длительно являлось выборочным тестом для скрининга ПГА, однако сложность его интерпретации, отсутствие четких разграничений и разнообразие единиц измерения затрудняют его оценку, что заставило некоторых исследователей искать новые способы скрининга ПГА. Дифференциальная диагностика между идиопатической гиперплазией надпочечников (ИГН) и альдостеронпродуцирующей аденомой (АПА) имеет важное значение для выбора соответствующего лечения. Следовательно, для выявления подтипа ПГА необходимо проведение визуализирующих исследований, таких как компьютерная томография, и катетеризация надпочечниковых вен с исследованием концентрации альдостерона. Подтип ПГА определяет оптимальное лечение — хирургическое при АПА или фармакологическое при ИГН, с использованием таких препаратов, как антагонисты минералокортикоидных рецепторов.

69-74 240
Аннотация

Сахарный диабет (СД) 2 типа и ожирение — два социально значимых заболевания, распространенность которых в настоящее время приняла пандемические масштабы. Ожирение, как правило, предшествует развитию СД 2 типа, являясь самым мощным фактором риска развития данного заболевания. Больным с ожирением и СД 2 типа с ИМТ >35 кг/м2 рекомендуются бариатрическая операция в случае невозможности достижения контроля гликемии после нескольких попыток нехирургического лечения ожирения. Не вызывает сомнений эффективность бариатрических операций не только в лечении ожирения, но и в достижении ремиссии СД 2 типа. Представляется актуальным изучение предикторов достижения ремиссии СД 2 типа, а также факторов, которые могут ухудшать прогноз. Цель данного обзора: изучить эффективность метаболических операций в достижении ремиссии СД 2 типа, а также предикторы ремиссии СД 2 типа у больных с ожирением после выполнения бариатрических операций.

ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

30-35 461
Аннотация

Цель. Разработать прикладной клинический калькулятор прогноза быстрого прогрессирования хронической болезни почек (ХБП) у пациентов с сахарным диабетом (СД) 2 типа, позволяющий в условиях амбулаторного приема выделить группу пациентов с риском высокого темпа снижения скорости клубочковой фильтрации (СКФ), оценить его информативность, разрешающую способность и диагностическую значимость.
Материал и методы. В популяционной выборке пациентов с СД 2 типа выполнено одномоментное перекрестное обсервационное исследование показателей клинического статуса. Первичные медицинские данные собраны с применением программы АРМЭ 2.0; по критериям соответствия отобраны 150 протоколов амбулаторных консультаций, включающих в себя 69 клинических показателей. На основании результатов комплексного анализа взаимосвязей между показателями клинического статуса и стадиями развития ХБП при СД 2 типа выделены наиболее значимые факторы прогрессирования диабетического поражения почек; предложен и клинически обоснован оригинальный диагностический параметр "Индекс снижения СКФ", позволяющий дать объективную количественную характеристику динамике патологического процесса; методом регрессионного анализа определена мера влияния диагностически значимых предикторов на темп снижения СКФ; построена логистическая модель, на основе которой разработан прогностический калькулятор быстрого прогрессирования ХБП.
Результаты. Количественная оценка вклада отдельных клинических показателей в темп прогрессирования ХБП позволила выделить следующие значимые факторы: длительность заболевания СД и инсулинотерапии, острый инфаркт миокарда в анамнезе, возраст, индекс массы тела, сопутствующая ретинопатия, пульсация на подколенной артерии, IV группа риска артериальной гипертензии, лечение препаратами сульфонилмочевины (без дифференцированной оценки по фармакологическим группам), антагонистов кальция; при оценке информативности и предсказательной способности калькулятора площадь под ROC-кривой AUC составила 0,90 (0,82; 0,98), р<0,001, что характеризует качество диагностической методики как весьма высокое.
Заключение. Оригинальный диагностический параметр "Индекс снижения скорости клубочковой фильтрации" позволяет получить более детальное и точное представление о закономерностях прогрессирования ХБП при СД, прикладной клинический калькулятор быстрого прогрессирования ХБП позволяет в амбулаторных условиях выделить группу пациентов с риском высокого темпа снижения СКФ, с высоким уровнем диагностической значимости.

42-47 353
Аннотация

Цель. Изучить влияние сахарного диабета (СД) 2 типа (СД2) на клинико-анамнестические и лабораторно-инструментальные характеристики пациентов, перенесших острый инфаркт миокарда (ИМ).
Материал и методы. Обследовано 102 пациента с инфарктом миокарда (ИМ) в анамнезе (41 женщина и 61 мужчина). Сформированы 2 группы: основная группа — пациенты с ИМ и СД2 (n=66) (группа 1), контрольная группа — пациенты с ИМ без СД (n=36) (группа 2). Выполнен сравнительный анализ лабораторных данных, особенностей анамнеза и сопутствующей патологии, осложнений ИМ в группах. Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакета статистических программе "Excel" ("Microsoft"), программы "Statistica 10" ("Statsoft Inc").
Результаты. Средний возраст общей группы составил 68 [43;96] лет, пациентов с СД2 68,5 [43;88] лет, пациентов без СД 67,5 [47;96] лет. Средняя давность ИМ в общей группе составила 13,5 [1;48] лет, среди пациентов с СД — 23 [1;48] года, без СД — 8 [1;34] лет. СД у пациентов статистически значимо коррелировал с наличием стенокардии напряжения в анамнезе (коэфф. V Крамера 0,272, р=0,005). При этом не выявлено достоверной связи СД с перенесенными реваскуляризирующими вмешательствами, такими как стентирование в анамнезе (р=0,088), аортокоронарное шунтирование (р=0,291), а также с перенесенным острым нарушением мозгового кровообращения (р=0,09). Средние показатели индекса массы тела оказались сопоставимы в группах с и без СД — 29,7 [19,5;46,9] кг/м2 и 27,3 [21,3;41,5] кг/м2, соответственно. Анализ частоты выявления хронической болезни почек (расчетная скорость клубочковой фильтрации <60 мл/мин/1,73 м2) в группах выявил, что у пациентов с СД2 хроническая болезнь почек различной степени тяжести отмечалось в 59% случаев, а в группе без СД данный показатель составил 53%. Средняя скорость клубочковой фильтрации в группе с СД была ниже, чем в группе 2: 54,5 [24;95] мл/мин/1,73 м2 vs 58 [21;117] мл/мин/1,73 м2, но разница оказалась статистически не значимой (р>0,05). СД достоверно коррелировал с наличием у пациентов хронической сердечной недостаточности (коэфф. V Крамера 0,243, р=0,02). В группе с СД достоверно чаще выявлялась низкая фракция выброса по данным эхокардиографии: 58% (n=11) в 1 группе vs 42% (n=8) во 2 группе (р=0,011). Выявлена статистически значимая связь между наличием у пациентов СД и легочной гипертензии по эхокардиографии (коэфф. V Крамера 0,3, р=0,003). А при сравнительном анализе показателей липидного профиля статистически значимой разницы в группах не выявлено.
Заключение. СД у пациентов, перенесших ИМ, чаще был связан со сниженной почечной функцией и наличием у них хронической сердечной недостаточности, а также стенокардии напряжения в анамнезе. Кроме того, пациенты с СД чаще имели ожирение, хотя в целом средний вес пациентов с СД и без него, как и средний возраст, оказались сопоставимы. Полученные данные могут указывать на значимое негативное влияние СД на состояние и прогноз пациентов, перенесших ИМ, что подчеркивает целесообразность полифакторного комбинированного подхода в лечении данных больных.

48-52 1183
Аннотация

Послеоперационный гипотиреоз является следствием тиреоидэктомии. Однако наблюдение за пациентами с диффузным токсическим зобом (ДТЗ) после тиреоидэктомии показывает, что достижение эутиреоза на фоне приема L-тироксина, а также удержание веса в некоторых случаях затруднено или вовсе не удается. Таким образом, изучение тиреоидной функции и динамики массы тела в первый год после выполнения тиреоидэктомии остается актуальной задачей клинической тиреоидологии.
Цель. Изучить тиреоидную функцию и динамику массы тела у пациентов с ДТЗ после различных вариантов оперативного лечения.
Материал и методы. В исследование было включено 310 пациентов c ДТЗ (234 женщины — 75,5% и 76 мужчин — 24,5%), средний возраст составил 46,46±0,99 лет. У всех больных ДТЗ до операции, через 1 мес. и через 1 год после операции оценивали результаты гормонального обследования (содержание тиреотропного гормона (ТТГ), свободного Т4), динамику массы тела. Уровни ТТГ, свободного Т4 определялись методом иммуноферментного анализа. Для оценки динамики массы тела через год после операции в зависимости от изменения веса больные были разделены на 3 группы: группа 1 — масса тела уменьшилась более чем на 5%; группа 2 — масса тела не изменилась; группа 3 — масса тела увеличилась более чем на 5%. Статистический анализ результатов исследования выполнен с помощью программы SPSS 16.0 (SPSS Inc., США).
Результаты. Перед оперативным лечением уровень ТТГ крови был в норме у всех больных, и различий между группами выявлено не было (p=0,94). У пациентов после выполнения субтотальной резекции средний уровень ТТГ крови через 1 мес. после операции был значимо выше (р=0,02), чем у больных, перенесших экстирпацию щитовидной железы (ЩЖ). Через 1 год после оперативного вмешательства всем пациентам был осуществлен контроль ТТГ крови. У пациентов с экстирпацией ЩЖ уровень ТТГ крови был значимо выше по сравнению с больными, у которых была выполнена органосохраняющая операция (р=0,01).
Далее был проанализирован индекс массы тела (ИМТ) в обследованных группах больных. При анализе ИМТ пациентов до и после операции значимых различий в обеих группах выявлено не было: группа 1 — до операции ИМТ 25,67±0,57 кг/м2, после операции 25,87±0,60 кг/м2; группа 2 — до операции ИМТ 25,13±0,40 кг/м2, после операции 25,67±0,46 кг/м2. В группе 1 отмечалось снижение веса после операции в течение первого года у 14,9% больных, в то время как в группе 2 только у 7,2% больных (р=0,01). Прибавка веса была высокой в обеих группах: в группе 1 — 20,7%, в группе 2 — 29,0%, но в группе после выполнения экстирпации ЩЖ значимо больше (р=0,04). У больных с прибавкой веса была выявлена положительная корреляционная связь между прибавкой веса в течение года и ТТГ крови через 1 год после операции (р=0,02, r=0,247).
Заключение. Полученные результаты говорят о том, что после тиреоидэктомии, выполненной по поводу ДТЗ, у больных отмечается значимо большее увеличение ИМТ и чаще встречается некомпенсируемый гипотиреоз, чем у больных после субтотальной резекции ЩЖ.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

53-58 467
Аннотация

Дисфункция щитовидной железы как по типу гипотиреоза, так и гипертиреоза иллюстрирует многообразие клинической картины, имитирующие различные заболевания со стороны практически всех систем, и в связи с чем своевременная диагностика заболеваний щитовидной железы зачастую может представлять сложности. В настоящей работе описан клинический случай течения болезни Грейвса с развитием тиреотоксического криза. Несвоевременная постановка диагноза привела к развитию такого тяжелого осложнения, ассоциированного с высокой летальностью.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-0177 (Print)
ISSN 2713-0185 (Online)