ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В связи с высокой распространенностью осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы и почек у пациентов с сахарным диабетом (СД) 2 типа уже на ранних этапах развития заболевания, представляется интересным выявление предикторов, которые можно было бы использовать для ранней диагностики и профилактики кардиоренальных осложнений у больных с СД 2 типа.
Цель: разработать прогностические модели развития АССЗ, ХСН, ХБП у пациентов с СД 2 типа с выделением предикторов и определением вклада каждого фактора в развитии этих заболеваний.
Материал и методы: Проведено одномоментное обсервационное исследование на выборке пациентов, госпитализированных в отделение эндокринологии ГБУЗ ГКБ имени В. П. Демихова. Статистический анализ проводился в программах Jamovi и IBM SPSS Statistics 23 (IBM. USA). Различия расценивались как статистически значимые при p <0,05. Построение прогностической модели вероятности определенного исхода выполнялось при помощи метода логистической регрессии с обратным пошаговым исключением коллинеарных факторов, расчетом отношения шансов (ОШ) и 95% доверительного интервала (ДИ) .
Результаты: В исследование включено 1150 пациентов с СД 2 типа, медиана возраста которых составила 65 [57;74] лет, медиана ИМТ – 31,2 [26,3; 35,8] кг/м2. Согласно анализу логистической регрессии самыми значимыми факторами, ассоциированными с развитием АССЗ в популяции пациентов с СД 2 типа, являлись: длительность СД более 10 лет (ОШ 4,16 (95% ДИ: 3,01–5,76) (р>0,001)) и АГ (ОШ 3,92 (95% ДИ: 2,17–7,08). Возраст старше 60 лет (ОШ 2,12 (95% ДИ: 1,46–3,06) (р>0,001), мужской пол (ОШ 1,61 95% ДИ: 1,14–2,26) (р>0,006)). Предикторами, повышающими вероятность ХСН, были: возраст пациентов старше 60 лет (ОШ 4,05 (95% ДИ: 2,70–6,06), (р>0,001)), перенесенный ИМ (ОШ 3,71 (95% (2.58–5,33), р<0,001), наличие ФП 2,93 (ОШ 2,93 (95% ДИ: 1,79–4,78), р<0.001), АГ (ОШ 2,45 (95% ДИ: 1,29–4,65), р<0.006) и женский пол (ОШ 1,58 (95% 1,09–2,28), р<0.014). Факторами, повышающие шансы ХБП, были: возраст более 60 лет (ОШ 2,36 (95% ДИ: 1,61–3,47), р<0,001), наличие ХСН ассоциировалось с увеличением шансов ХБП в 1,86 раза (р<0,001), перенесенный ИМ в 1,55 раза (р<0,008), женский пол в 1,62 раза (р<0,004) и длительность СД более 10 лет в 1, 44 раза (р>0,037).
Заключение: Универсальными предикторами развития кардиоренальных осложнений у пациентов с СД 2 типа являлись: возраст старше 60 лет и АГ. Предикторами развития АССЗ, помимо универсальных, были: длительность СД и мужской пол; вероятность развития ХСН увеличивалось у пациентов с перенесенным ИМ, наличием ФП и у лиц женского пола. Наличие ожирения повышало шансы развития ХСН, но не ассоциировалось с АССЗ и ХБП. Шансы развития СН были одинаковыми независимо от длительности СД, в то время как длительность диабета тесно ассоциировалась с развитием АССЗ и почечной дисфункции. С развитием ХБП ассоциировались следующие факторы: длительность СД, женский пол, наличие ССЗ в анамнезе и женский пол .
Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) по сей день остается актуальной темой для изучения. Согласно исследованиям, смертность у пациентов с COVID-19 и сахарным диабетом (СД) в анамнезе в 2-3 раза выше, чем у пациентов без СД.
Цель исследования: провести анализ течения коронавирусной инфекции у пациентов с СД2.
Материал и методы: Проведено проспективное наблюдение 381 пациента с СД2 и COVID-19 отделения интенсивной терапии за 2020-2021 гг. Сформированы 2 группы: I группа (группа сравнения) – пациенты с летальным исходом, II группа (группа контроля) – пациенты, выписавшиеся из стационара с улучшением состояния. Проведена оценка изменения в динамике клинико-лабораторных показателей при поступлении и перед выпиской в обеих группах.
Результаты и обсуждение: Пациенты с летальным исходом чаще поступали в тяжелом состоянии (75% против 12,7% при р <0,0001). Достоверно чаще ломота (92,5% против 69,58%, р=0,0044), одышка при нагрузке (92,5% против 75,17%, р=0,0245), ДН 3 степени (62,5%, р <0,0001), потребность в неинвазивной вентиляции легких (28,95% против 1,39%, р<0,0001), искусственной вентиляции легких (81,1% против 1,75% (р <0,0001) были отмечены в I группе. В группе сравнения индекс коморбидности Чарлсона был выше: 6,0 [5,0;7,0] против 4 [4; 4], при р<0,0001. В группе выписавшихся с улучшением пациентов чаще принимали метформин и препараты сульфонилмочевины, в группе умерших – чаще находились на инсулинотерапии. В динамике уровни внутриклеточных ферментов, таких как щелочная фосфатаза, креатинфосфокиназа, лактатдегидрогеназа в группе с неблагоприятным исходом достоверно увеличивались, в противоположность группе с положительным исходом. Так же при смертельном исходе наблюдается ухудшение функции почек, лабораторно характеризующаяся повышением уровня креатинина и мочевины, снижением СКФ и альбумина крови. Несмотря на проводимую антикоагулянтную терапию, у пациентов с летальным исходом отмечены выраженные признаки активации системы гемостаза, которые характеризуются повышением МНО, пролонгированием протромбинового времени и АЧТВ и тромбоцитопенией.
Заключение. Риск смертельного исхода коронавирусной инфекции при СД с возрастом увеличивается. СД2 – коморбидное заболевание, и при присоединении коронавирусной инфекции развиваются острые полиорганные нарушения. Коронавирус-индицированные коагулопатии у пациентов СД2 и COVID-19 с летальным исходом характеризуются плохой управляемостью и низкой эффективностью антикоагулянтной терапии.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Известно, что больные COVID-19 с сопутствующим сахарным диабетом 2 типа и выраженными дисгликемическими нарушениями характеризуются более тяжелым течением сочетанной патологии. В этой связи важное значение имеет выбор сахароснижающей терапии для эффективного управления гликемией. В обзоре рассмотрены публикации, проливающие свет на терапевтический потенциал приема гликлазида МВ у больных с сочетанием нетяжелого COVID-19 и сахарного диабета.
Ожирение – глобальная проблема здравоохранения, связанная с различными сопутствующими заболеваниями и повышением смертности. Особенное значение ожирение имеет в отношение развития и прогрессирования сахарного диабета 2 типа (СД2), являясь его основным патофизиологическим фактором. Изменение образа жизни – важнейший механизм для снижения массы тела, но может оказаться недостаточным для устойчивого ее снижения. В качестве дополнения к мерам по улучшению образа жизни для стимулирования и поддержания клинически значимой потери массы тела и снижения риска сопутствующих заболеваний рекомендуются фармакологические препараты, такие как агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (арГПП-1). С 2005 года несколько арГПП-1 были одобрены для лечения диабета 2 типа, включая эксенатид (короткого и пролонгированного действия), ликсисенатид, лираглутид, дулаглутид и семаглутид. Из них семаглутид (подкожный) и лираглутид в настоящее время одобрены Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) для постоянного контроля веса у пациентов с диабетом или без него. На фоне терапии семаглутидом происходит значительная и устойчивая потеря веса, а также улучшение кардиометаболических факторов риска по сравнению с плацебо, препарат хорошо переносится, а профиль безопасности соответствовал другим арГПП -1. Наиболее частыми побочными эффектами при приеме семаглутида являются желудочно-кишечные явления, которые были преходящими, легкой или умеренной степени тяжести и обычно разрешались без постоянного прекращения лечения.
В настоящее время активно обсуждается проблема ожирения и ее влияние на различные аспекты здоровья человека. Широко известна роль ожирения в развитии метаболического синдрома. В рамках изучения пандемии ожирения современным медицинским сообществом проводится исследовательская работа в области репродуктивного здоровья.
У женщин его показателями считаются маркеры овариального резерва, главным из которых является уровень антимюллерова гормона (АМГ). Известно, что с возрастом количество АМГ и антральных фолликулов в организме женщины снижается. Однако в современной литературе есть данные, указывающие на снижение показателей овариального резерва в условиях повышения массы тела. Увеличение веса сопровождается дисбалансом адипоцитокинов – биологически активных веществ, вырабатываемых преимущественно жировой тканью и другими тканями организма, влияющих на метаболические процессы. Следует полагать, что глубокое изучение взаимосвязи снижения репродуктивного потенциала и ожирения, своевременная профилактика метаболических нарушений позволят улучшить показатели фертильности.
Артериальная гипертензия (АГ) является одной из ведущих проблем кардиологических сообществ по всему миру. У больных сахарным диабетом (СД) АГ встречается в 2 раза чаще, чем в общей популяции, являясь взаимоотягощающими заболеваниями и ведущими факторами риска развития ишемической болезни сердца, инсульта, застойной сердечной недостаточности и хронической болезни почек, которые приводят к инвалидизации и увеличению сердечно- сосудистой смертности. Различные кардиологические и эндокринологические сообщества уделяют особое внимание ведению АГ у пациентов с СД с учетом коморбидности. В представленном обзоре рассматриваются современные подходы к ведению АГ у больных СД на основе актуальных международных клинических рекомендаций. Большинство действующих практических руководств и клинических рекомендаций подчеркивают необходимость ранней комбинированной антигипертензивной терапии при СД, что обусловлено сложным многофакторным патогенезом и более тяжелым течением АГ при нарушениях углеводного обмена. К основным группам антигипертензивных препаратов, рекомендованных при СД, относятся: ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента/блокаторы рецепторов ангиотензина, тиазидные/тиазидоподобные диуретики, антагонисты кальция.
Адренокортикальный рак (АКР) – редкое злокачественное эндокринное новообразование из клеток коры надпочечника. Несмотря на орфанный характер заболевания, увеличение случаев инциденталом в современной клинической практике требует осведомленности эндокринолога о принципах диагностики и тактики ведения пациента с этим заболеванием, отличающимся крайне вариабельным биологическим поведением. Эта особенность АКР обуславливает необходимость персонализированного подхода для каждого клинического случая, который должен обеспечиваться не только междисциплинарным взаимодействием специалистов онкологов, хирургов, эндокринологов, но и анализом патоморфологических особенностей каждой опухоли. Настоящая статья освещает современные представления о морфологической диагностике АКР, полученные в результате исследований последнего десятилетия, которые необходимо учитывать эндокринологу.
Метформин признан «золотым стандартом» лечения сахарного диабета 2 типа (СД2). Его гипогликемические свойства осуществляются за счет снижения инсулинорезистентности, способствуя утилизации глюкозы в клетках печени, мышцах и жировой ткани; подавления глюконеогенеза в печени. Благодаря обширному спектру биохимических мишеней его фармакологического действия вопрос об использовании метформина в качестве органопротективного препарата активно обсуждается научным сообществом. На текущий момент уже доказано благоприятное влияние метформина на течение нейропатии, заболеваний сердечно-сосудистой системы, состав и метаболическую активность кишечной микробиоты, течение метаболически ассоциированной жировой болезни печени, доказан нефропротективный эффект, продолжается изучение антионкогенных свойств метформина. Количество публикаций, посвященных исследованиям положительного влияния метформина на различные органы и системы, активно возрастает, регулярно публикуются данные о выявлении новых эффектов. Целью данного литературного обзора является разбор плейотропных эффектов метформина на уровне биохимических взаимодействий для более детального понимания принципов их реализации.
Основным клиническим проявлением остеопороза (ОП) является низкоэнергетичный перелом. Перелом, в свою очередь, ассоциирован с высоким риском инвалидизации и летальности. В связи с этим целью лечения ОП является снижение риска развития переломов. Именно поэтому эксперты из Великобритании в 2019 г. разработали и внедрили в практику систему стратификации риска переломов, на основании которой принимается решение о лечении пациентов с ОП. Так, пациентам с очень высоким риском переломов необходимо безотлагательное назначение анаболической терапии с последующим назначением антирезорбтивных препаратов. Пациентам с высоким риском – назначение антирезорбтивной терапии, а при ее неэффективности – назначение анаболической терапии. Пациентам с низким и промежуточным риском рекомендовано динамическое наблюдение с постоянной переоценкой риска развития переломов. Это заключение полностью изменяет существующую парадигму лечения ОП.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Синдром мнимого избытка минералокортикоидов (МИМ) – редкое генетическое заболевание, характеризующееся ювенильной гипертензией, гипокалиемией, супрессией ренина и альдостерона. Синдром МИМ обусловлен мутацией в гене HSD11B2, который кодирует 11β-гидроксистероиддегидрогеназу 2 типа, превращающую кортизол в кортизон.
Целью статьи является описание клинического случая генетически подтвержденного (мутация с. 911А>G гена HSD11B2) синдрома МИМ. Заболевание манифестировало в первые годы жизни; пациенту назначались антагонисты минералокортикоидных рецепторов, препараты калия, калийсберегающие диуретики, другая антигипертензивная терапия. В связи с отсутствием стойкой нормотонии и нормокалиемии с 12 лет назначен дексаметазон. Вследствие неконтролируемой артериальной гипертензии и гипокалиемии развились осложнения (медуллярный нефрокальциноз, ремоделирование миокарда), а длительный прием дексаметазона привел к замедлению темпов полового созревания и снижению минеральной плотности костной ткани.
ISSN 2713-0185 (Online)