ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель. Определить роль ожирения в развитии диабетического дистресса при сахарном диабете 2 типа (СД2), выявить клинико-лабораторные особенности пациентов с наличием этих состояний.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 152 человека (72 мужчины и 80 женщин) с СД2: 76 пациентов без ожирения (группа 1) и 76 с ИМТ ≥30 кг/м2 (группа 2). Средний возраст пациентов составил 51 [40; 60] год. Стаж сахарного диабета у исследуемых был менее 10 лет. Всем участникам проводились определение гликированного гемоглобина (НbА1с), окружности талии, диагностика наличия диабетического дистресса с использованием специализированного опросника PAID и оценка депрессивного состояния с помощью шкалы Бека. Статистическая обработка данных выполнялась с применением пакетов программ Microsoft Excel 2016 и STATISTICA.
Результаты. Пациенты c СД2 и ожирением имеют достоверно более выраженный диабетический дистресс по шкале PAID, более высокий уровень депрессии по шкале Бека, а также достоверно более высокий показатель НbА1с. В группе пациентов с высокой вероятностью диабетического дистресса средний уровень НbА1с был достоверно выше на 0,88%, а окружность талии больше на 8,3 см. По данным корреляционного анализа выявлена прямая корреляционная связь между окружностью талии и количеством баллов по опроснику PAID.
Заключение. Ожирение при СД2 является фактором риска диабетического дистресса и ассоциировано с более высоким риском развития депрессии. Диабетический дистресс связан с более высокими значениями НbА1с и выраженностью абдоминального ожирения, что ухудшает контроль СД, а значит, может опосредованно увеличивать риск развития осложнений. Понимание диабетического дистресса и эффективные стратегии управления им могут значительно повысить эффективность лечения и улучшить качество жизни пациентов с СД2 и ожирением.
Цель. Анализ связей локальных отведений биоимпедансометрии с количественными показателями висцерального жироотложения, полученными различными косвенными методами.
Материал и методы. Программа включала измерение антропометрических признаков и определение состава тела с помощью традиционной (октополярной для 770InBody и тетраполярной для АВС-02 «Медасс») и локальной биоимпедансометрии в абдоминальной области (АВС-02 «Медасс»). Анализатор 770InBody использовался для оценки площади висцерального жира (VFA), а АВС-02 «Медасс» – для локальных импедансов в подкожном (Z_sc) и висцеральном (Z_visc) отведениях.
Результаты. На базе ГНЦ РФ ФГПУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава России было проведено одномоментное сплошное исследование. По единой программе обследованы 48 человек (38 женщин и 10 мужчин) в возрасте от 24 до 74 лет. Проведен сравнительный анализ комплекса признаков в подгруппах мужчин и женщин. Половой диморфизм не был выявлен по признакам, характеризующим висцеральное жироотложение (BF10 <3,0). Между признаками наблюдалась положительная зависимость, близкая к линейной; характер связи в подгруппах мужчин и женщин не отличался. Корреляционный анализ выявил сильную связь локальных импедансов с VFA (0,751 [0,594; 0,853] и 0,819 [0,697; 0,895]). Анализ в подгруппах с различным нутритивным статусом выявил значимые различия (p <0,001) по всем исследованным признакам. Подгруппы с ожирением 1 и 2 степени по всем исследованным признакам не отличались, тогда как подгруппы с недостатком массы тела, нормальной массой тела, а также морбидным ожирением демонстрировали значимые различия по изучавшимся параметрам.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что локальные отведения БИА в абдоминальной области, полученные на отечественном анализаторе, имеют сильную корреляционную связь с другими признаками, характеризующими висцеральное жироотложение (VFA, SAD, ОТ).
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Почки – ключевой орган, поддерживающий гомеостаз глюкозы в организме. Наиболее важными и клинически интересными транспортерами глюкозы на уровне почек являются натрий-глюкозные котранспортеры 1 типа (НГЛТ-1) и 2 типа (НГЛТ-2). Их адекватная работа в условиях эугликемии обеспечивает полную реабсорбцию глюкозы почками. Однако при сахарном диабете 2 типа (СД2) возникает необходимость в ингибировании действия этих транспортеров. Ингибиторы НГЛТ-2 (иНГЛТ2) обеспечивают снижение уровня глюкозы крови за счет глюкозурии. Одновременно с глюкозурией возникает натрийурез, что обеспечивает снижение активности системной и почечной ренин- ангиотензин-альдостероновой системы, снижение активности симпатической нервной системы, снижение АД, уменьшение выраженности интерстициального отека. В совокупности это определяет кардиопротективные и нефропротективные эффекты иНГЛТ-2. Таким образом, препараты этого класса должны назначаться всем пациентам с СД2 и наличием хронической болезни почек (ХБП) и/или сердечно- сосудистых заболеваний (ССЗ). Более того, данные клинических исследований, а также современные клинические рекомендации диктуют необходимость назначения иНГЛТ-2 при ХБП и сердечной недостаточности даже в отсутствие СД2.
Метформин, являющийся одним из основных препаратов для лечения сахарного диабета 2 типа (СД2), недавно получил новое подтверждение своей эффективности. Результаты 24-летнего наблюдения за пациентами, завершившими участие в 20-летнем исследовании UKPDS, продемонстрировали значительное преимущество раннего назначения этого лекарственного средства в предотвращении осложнений диабета. В наблюдение были включены 1489 пациентов со средним возрастом 70,9 лет. По истечении 42 лет наблюдения после рандомизации в UKPDS в группе метформина сохранялось численное преимущество в профилактике исходов СД2 по сравнению с группой препаратов сульфонилмочевины / инсулина: любого исхода, связанного с СД (18 против 10%), смерти, связанной с СД (25 против 16%), смерти от любых причин (20 против 10%), инфаркта миокарда (31 против 17%). Эти результаты статистически значимо отличались от группы диетотерапии (p <0,05). Таким образом, у метформина обнаружено первичное профилактическим действие на исходы СД2, которое сохраняется на протяжении практически всей жизни пациента с этим заболеванием.
Адренокортикальный рак (АКР) – редкая злокачественная опухоль из клеток коры надпочечника с частотой встречаемости 0,7–2 случая на 1 млн населения в год. Из-за трудностей диагностики АКР часто обнаруживается уже на стадии метастазирования, что ограничивает возможности хирургического вмешательства и предполагает крайне неблагоприятный прогноз. Состав микроокружения опухоли имеет решающее значение для разработки стратегий иммунотерапии рака. Одним из компонентов микроокружения опухоли являются иммунные клетки, наличие которых нередко ассоциируется с лучшим прогнозом для пациентов при многих злокачественных новообразованиях. Цель данного обзора – описать современные возможности прогнозирования течения и лечения пациентов с АКР, а также сфокусироваться на последних опубликованных данных, касающихся иммунного микроокружения опухоли, чтобы дать некоторые представления о перспективах его использования для персонализированного ведения пациентов.
Ожирение – хроническое прогрессирующее заболевание, представляющее большую проблему для современного здравоохранения ввиду высокой и быстрорастущей распространенности и развития тяжелых осложнений, таких как сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2 типа, злокачественные новообразования и др. Эффективное лечение ожирения требует комплексного подхода, где медикаментозная терапия и в некоторых случаях бариатрическое вмешательство дополняют меры по изменению образа жизни – коррекцию питания и применение регулярных физических нагрузок. Для успешного лечения ожирения необходим индивидуальный подход к пациенту с учетом исходной массы тела, наличия факторов риска или уже развившихся сопутствующих заболеваний, а также динамики снижения веса на фоне терапии. Медикаментозная терапия служит важной частью лечения ожирения, так как позволяет достичь более значимого снижения массы тела и, что немаловажно, удержать сниженный вес. Препараты класса агонистов рецепторов глюкагоноподобного пептида-1, широко применяющиеся сегодня в лечении ожирения, не только влияют непосредственно на массу тела, но и снижают риски тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний и метаболических нарушений, приводя таким образом к улучшению качества жизни и увеличению ее продолжительности. В статье представлены основные подходы к лечению пациентов с ожирением с описанием современных возможностей фармакологического лечения.
В обзорной статье приводятся данные об осложнениях нижних конечностей у больных сахарным диабетом: диабетической периферической нейропатии, нарушении магистрального кровотока в нижних конечностях, синдроме диабетической стопы. Изложены вопросы их патогенеза, диагноза, дифференциального диагноза. Рассмотрены принципы терапии и профилактики указанных осложнений сахарного диабета.
Диабетическая ретинопатия (ДР) и диабетический макулярный отек (ДМО) – распространенные хронические осложнения сахарного диабета (СД), борьба с которыми является актуальной проблемой современного здравоохранения. ДР – пятая по распространенности причина слепоты во всем мире и главная причина снижения зрения у пациентов с СД. В эффективном управлении ДР ключевую роль играет междисциплинарный подход, при этом роль эндокринолога заключается в достижении оптимальных показателей гликемического контроля как основного патогенетического фактора и регулярном направлении на скрининг пациентов из групп риска. В свою очередь, перед офтальмологами стоит задача непосредственной диагностики изменений глазного дна и лечения ДР на различных стадиях. Современные представления о механизмах развития ДР и роли VEGF позволяют выделить несколько основных направлений терапии. Так, основным методом лечения ДР служит лазерная коагуляция сетчатки (ЛКС), а наиболее эффективным методом лечения ДМО считается комбинация ЛКС и интравитреального введения ингибиторов ангиогенеза. В настоящее время интравитреальное введение средств, препятствующих новообразованию сосудов, является терапией первой линии при ДМО с вовлечением центра макулы. В данном обзоре представлена информация о патогенезе, современной классификации и актуальных подходах к ведению больных ДР в рамках взаимодействия офтальмолога и эндокринолога.
Распространенность сахарного диабета 2 типа (СД2) неуклонно растет. В настоящее время высокоэффективные современные классы сахароснижающих препаратов (ССП) в большой степени отодвинули на второй план немедикаментозные методы лечения. В то же время максимальная реализация потенциала ССП возможна лишь при условии изменения образа жизни пациента. Если обратиться к публикационной активности в этой области, то преобладающее количество научных статей посвящено диетотерапии, тогда как физической активности (ФА) уделяется гораздо меньше внимания. В данной публикации рассмотрены такие вопросы, как классификация физических упражнений, преимущества регулярного выполнения физической нагрузки, принципы построения занятий лечебной физкультурой, рекомендации по ФА для пациентов с СД2, а также барьеры для расширения ФА и возможные пути их преодоления.
Агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (арГПП-1) представляют собой инновационный класс сахароснижающих препаратов, клинические эффекты которых вышли далеко за рамки гликемического контроля. Широкая распространенность рецепторов к ГПП-1 в органах и тканях организма человека обеспечивает множество значимых плейотропных эффектов арГПП-1. Результаты серии крупных рандомизированных клинических исследований продемонстрировали высокую эффективность, хорошую переносимость и безопасность этого класса лекарственных средств в управлении кардиометаболическим здоровьем, что определило их преферентное положение в клинических рекомендациях по лечению сахарного диабета 2 типа (СД2). Особое место в линейке препаратов класса арГПП-1 занимает семаглутид в связи с его особыми дополнительными эффектами по снижению массы тела и влиянию на крупные сердечно-сосудистые исходы независимо от наличия СД2, что позволило расширить показания к их применению для лечения ожирения и снижения ССЗ и общей смертности. В статье представлен литературный обзор актуальных данных о механизмах действия и метаболических эффектах арГПП-1.
В настоящий момент инсульт занимает второе месте среди причин смерти во всем мире. Не только сахарный диабет, но и предиабет увеличивают риски возникновения ишемического инсульта, в том числе повторного. Таким образом, при ведении пациентов с сахарным диабетом и предиабетом важным аспектом является проведение мероприятий по первичной и вторичной профилактике ишемического инсульта. И первичная, и вторичная профилактика инсульта у пациентов с метаболическими нарушениями включают модификацию образа жизни, контроль и поддержание артериального давления, уровня холестерина липопротеидов низкой плотности и глюкозы крови. У пациентов с сахарным диабетом и предиабетом сахароснижающий препарат группы тиазолидиндионов пиоглитазон, помимо статистически значимого снижения уровня глюкозы крови, уменьшает риск развития первичного и повторного ишемического инсульта.
Сахарный диабет 2 типа (СД2) характеризуется ежегодно прогрессирующей заболеваемостью, развитием поздних инвалидизируюших микро- и макрососудистых осложнений, повышением частоты развития хронической сердечной недостаточности. Одновременно с этим развитие медицины закономерно привело к увеличению средней продолжительности жизни населения в развитых странах и возрастанию числа людей пожилого и старческого возраста. Все это оказывает колоссальную нагрузку на систему здравоохранения и усложняет задачу улучшения качества жизни пациентов с СД2. Известно, что СД2 у пожилых людей в разы повышает риск инвалидизирующих осложнений и смертности. Ингибиторы дипептидилпептидазы 4 типа (иДПП-4) заняли одно из ключевых мест в стратегии терапии СД2 у пожилых пациентов и отмечены в Алгоритмах специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом как предпочтительные противодиабетические препараты для пожилых пациентов. Однако, согласно данным Федерального регистра больных сахарным диабетом, доля пациентов, принимающих иДПП-4, падает с увеличением длительности заболевания. У пожилых пациентов этому способствует ряд причин. Вероятно, это отсутствие льготного покрытия глиптинами в ряде регионах России, опасения специалистов о недостаточной сахароснижающей эффективности иДПП-4 при снижении функции β-клеток с увеличением стажа СД2 и зачастую необоснованный перевод пациентов на базис-болюсную инсулинотерапию, диктующий необходимость отмены иДПП-4. В данном обзоре представлены особенности течения и тактики лечения СД2 у пожилых людей и подробно рассмотрены эффективность, безопасность и потенциальные плейотропные эффекты иДПП-4 у этой категории пациентов. Отдельное внимание уделено первому зарегистрированному в мире иДПП-4 – ситаглиптину.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Макропролактинемия считается распространенной причиной гиперпролактинемии. Клиническая картина пациентов с макро- пролактинемией часто не имеет выраженных признаков синдрома гиперпролактинемии, а выполнение анализа на наличие макропролактина зачастую способно предотвратить назначение избыточных обследований и терапии для данной группы па- циентов. Однако на сегодняшний день нет однозначного понимания, действительно ли макропролактин обладает сниженной биологической активностью по сравнению с мономерной формой пролактина. Также в связи с аутоиммунной природой макро- пролактина актуальным представляется вопрос о возможной связи этого феномена с другими аутоиммунными патологиями. Цель данного обзора – проведение анализа электронных баз данных PubMed, eLIBRARY по соответствующим ключевым словам по теме макропролактинемия. Также в статье представлены два клинических случая макро- пролактинемии у пациенток с гиперпролактинемией.
ISSN 2713-0185 (Online)